Интернет-магазин отличается от офф-лайнового прежде всего своей витриной. Покупатель не видит товар, он видит описание и картинку. И разумеется, желание посетителя купить товар просто-таки драматически зависит от того, нравится ли ему картинка товара.
И правая и левая фотографии сейчас типичны для интернет магазинов.
Как правило, основной источник изображений товаров — сайты и каталоги производителей. Как правило, производители тоже хотят, чтобы их продукцию заказывали и предоставляют вполне качественные фотографии. Однако часто на предоставленных производителем фотографиях недостаточно ракурсов, нет крупных фотографий отдельных деталей. Хуже получается с наборами. А иногда фотографий и вовсе нет.
То есть ситуация, когда фотографий товара в принципе нет, а они необходимы, достаточно частая. И есть два варианта решения проблемы: во-первых, можно пригласить профессионального фотографа. Во-вторых, делегировать задачу сотруднику. У того и другого пути есть свои достоинства и недостатки. Давайте разберём их подробнее.
Приглашённый специалист, или сотрудник на окладе?
Конечно же, приглашение профессионала выглядит на первый взгляд пусть дорогим, но решающим все проблемы решением. На второй же взгляд вы скорее всего обнаружите, что вам нужно пополнять каталог не единожды, или хотя бы раз в квартал, а едва ли не еженедельно, каждый раз добавляя всего несколько товаров. Разумеется, если каждый раз при пополнении базы на товар-другой придётся приглашать фотографа, то фотографии станут попросту золотыми, учитывая что даже ради одного товара необходимо оплачивать минимальное время съёмки (2-3 часа). Есть и некоторые проблемы с тем, что найти профессионала для предметной фотографии достаточно тяжело — надолго в этой сфере задерживаются лишь мастера снимающие ювелирные изделия, остальные стараются перейти в рекламную фотографию.
С другой стороны, сотрудник, получивший указание внезапно стать фотографом, не превратится мгновенно в профессионала предметной фотографии. Придётся покупать оборудование и находить место для его хранения. Есть и светлая сторона: для съёмки большинства товаров и не нужен профессионал, а необходимое оборудование стоит вполне вменяемых денег, много меньших, чем разработка хорошего интернет магазина.
Впрочем, нам ещё придётся неоднократно возвращаться к поднятому вопросу.
Снимать на складе, в офисе, или в студии?
Вопрос логистики и свободного места. Предметы могут быть большими и тяжёлыми или маленькими и лёгкими. Разумеется, чем меньше и легче ваш товар, тем меньше проблем он доставит при съёмке и транспортировке. В разумных пределах, конечно, благо пока в интернет магазинах не налажена торговля нанороботами.
Первым делом надо учесть, что даже для съёмки небольших предметов фотографу где-то необходимо разместить своё оборудование. Многие люди думают, что для того, чтобы снять маленький предмет величиной с мячик для тенниса достаточно площадки метр на метр. Так вот, места нужно гораздо больше. Безусловно, при сильном желании разместить осветительное оборудование можно и на совсем крохотном «пятачке», и бывалый фотограф некоторое время сможет снимать на этом «пятачке» лишь изредка роняя свет и сбивая локтями отражатели. Но скорее всего даже для съёмки мелких предметов придётся освободить пространство минимум два на три метра, для предметного столика, освещения на стойках, отражателей и модификаторов света, штатива для камеры и самого фотографа. Кроме того, близко к источникам света не должны находиться яркие цветные предметы, так как цветной блик может легко испортить цвет на фотографии, причём на экранчике камеры такие проблемы не так-то легко заметить, они могут «выплыть» уже на итоговом изображении.
И всё бы ничего, но фотографу пришлось запрыгнуть на стол, чтобы снять гитару без искажений перспективы.
Разумеется, для крупных объектов места понадобится ещё больше, так как с одной стороны, увеличиваются габариты осветительных приборов и фона, а с другой, фотографу приходится отойти дальше от объекта. Если предметы максимальным габаритом от 1см до полуметра легко снимаются в «студии» минимальных габаритов (те самые 2х3 метра), то предмет длиной более 80см уже однозначно требует площадки побольше, а для отдельных ракурсов важной становится и высота потолка. Впрочем, для однотипного товара всё ещё можно найти какое-то решение каталожной съёмки и не требующего специально подготовленной студии. Например чтобы снять человека в полный рост (речь не о торговле людьми, конечно, а о каталоге одежды), понадобится отойти от него минимум метра на 4, что всё ещё возможно в обычном офисном помещении.
Настоящие проблемы начинаются при условии съёмки чего-то габаритами больше человека. Мебель, автомобили, габаритное промышленное и медицинское оборудование. Конечно, для съёмки нужна уйма места, но это ещё цветочки по сравнению с необходимостью доставки объектов съёмки на место. Например, мебель надо для съёмки привезти и собрать, затем разобрать, чтобы освободить место для нового комплекта, промышленное оборудование как правило требует для смены ракурса усилий нескольких грузчиков (и ещё постоянную чистку фона). Автомобили же попросту тяжеловато доставить в студию — им нужна специально подготовленная. Неудивительно, что всё чаще для таких габаритных объектов студийную съёмку заменяют отрисовкой 3D моделей.
Итак, окиньте взглядом склад и офис. Если на складе есть пространство для постоянной установки предметной студии, в соответствии с требованиями для ваших товаров, то лучше всего её установить прямо на складе. Разумеется, в этом случае и снимать должен сотрудник на окладе, прошу прощения за невольные рифмы. Если же пространство можно выделить лишь на время, то лучше трижды подумать, не стоит ли отправить товар сниматься куда-то вне ваших территорий, ведь сборка и разборка студии, съёмка предметов могут легко парализовать на существенный промежуток времени работу напряжённо работающего склада или офиса. Ну а если всё же решили ставить временную сборно-разборную студию, то главное, ни в коем случае не назначайте съёмку в предпраздничные дни.
Тип съёмки: каталожная, или обще-рекламная?
Рекламная фотография дороже стоит и приятнее глазу чем «изолированное» изображение товара на однотонном фоне. Всё это так. Но для продаж товар через интернет магазин нужна именно каталожная съёмка. Покупатель должен виртуально «пощупать» товар, увидеть его неприукрашенным, или хотя бы поверить, что именно так товар выглядит в жизни. Рекламная съёмка, при всей эстетичности не даёт этого.
Каталожная съёмка обязательна. Однако более сложная рекламная съёмка не помешает и скорее всего дополнительно поднимет продажи. Просто для типичного интернет магазина и даже для крупного сетевого сложная рекламная съёмка множества товаров оказывается излишне затратной и редко окупается.
Итак, если у вас уже есть красивые рекламные фотографии товара, предоставленные производителем, то лучше дополнить их каталожными. Если же есть каталожные, то рекламными их дополнять не обязательно.
Обработка на компьютере: нужна ли? И если нужна, то насколько глубокая?
В принципе, без дополнительной обработки можно обойтись. Это позволяет помещать на сайт изображения очень быстро. Но для этого либо товар должен быть идеален, либо нетребователен к качеству изображения.
Что есть идеальный товар? Это товар в коробке, на которой нет ни царапинок, ни замятостей. Не запачканый. Не потёртый. Не пыльный. И если при взгляде на реальную коробку кажется, что несколько пылинок не важны, то при взгляде на изображение, где пылинки подсвечены студийными вспышками, так уже не кажется. К сожалению, идеальные товары попадаются не так уж часто. Пожалуй, чаще попадаются товары, при внимательном взгляде на коробки которых сразу верится, что их пинками перемещали прямо с завода до студии.
Также без обработки сложно добиться идеально ровного фона (или наоборот, идеального выделения объекта светом). Разумеется, сложно не значит невозможно, и есть высококлассные фотографы, которые после часов работы в студии сделают кадр практически идеальным и без обработки. Но это те моменты, которые быстрее, а значит и менее затратно выполняются обработкой, а не дополнительной работой в студии.
Если нет специальных требований к скорости выкладки товаров (сегодня снимаем, завтра продаём, послезавтра товары уже никому не нужны), и есть высокие требования по качеству изображения — доработка изображений на компьютере вам нужна.
Итак,
Теперь мы в общих чертах знаем, что нам требуется для получения качественных фотографий товаров. Какой тип съёмки требуется. И имеем представление о некоторых проблемах съёмки.
В дальнейших частях этой статьи, или в дальнейших статьях цикла мы узнаем, как выбрать профессионала для съёмок. Подробно разберём. для каких съёмок понадобится нанятый на конкретную съёмку профессиональный фотограф, а для каких достаточно поверхностно знакомого с темой сотрудника. Составим минимальные и оптимальные списки необходимого оборудования для предметной съёмки. И наконец, разберём несложные световые схемы для получения качественных каталожных изображений.
Александр Шевцов
Илья, статья интересная!
Михаил Мятов
Как оказывается не проста съемка товаров для интернет-магазина…
Александр
Буржуи уже выпустили фотокомбайн — белую будку с освещением и встроенными камерами, где за один раз получается требуемое количество ракурсов предмета, все картинки одинакового качества, обрабатывать ничего не нужно. Так скоро роботы всю работу у фотографов отнимут 🙂