Она везде: та самая геймификация смотрит на нас с экранов смартфонов, валяется в кармане на карточках из супермаркета и дает нам волшебного пинка на работе. Как оценить такой захват нашей жизни неизвестным заморским словом? Безусловно, хорошо! Ведь разве может быть плохим стремление бизнеса сделать нашу жизнь немного интереснее?)
В пору неуклонного и такого стремительного роста конкуренции в каждом возможном сегменте предпринимательства бизнесменам приходится ох как тяжко. Сегодня почти невозможно представить, что какой-либо товар продает только 4-5 продацов, ведь счет идет на десятки и сотни вариантов в зависимости от сферы деятельности. Владельцам бизнеса только и остается, что изголяться по полной.
На самом деле, геймификация или игрофикация – не такое уж «изголение», скорее, просто одно из направлений в маркетинге и HR-менеджменте, которое помогает в повышении продаж. Согласно самому моему любимому (и короткому, что важно) определению, геймификация – это применение игровых механик в неигровых процессах.
Действительно, какая игра может быть при покупке колбасы в маркете около дома? Ан нет, возьмите карточку и наклеечку, дорогой покупатель, покупайте у нас не только колбасу и к новому году получите приз на ваш выбор. И вот человек, вспоминая счастливые детские годы, аккуратно вклеивает наклейки-елочки в специальные кружочки, предвкушая появление в своем доме такой нужной (особенно когда на халяву) вещицы.
Скажете: да ну, обычная практика магазинов. Друзья, конечно, но что же это такое как не игра! Собери, вырежи, наклей, обменяй – так ли много таких процессов в нашей обычной жизни? Надо сказать, что не только магазины промышляют такой формой геймификации, отдельные производители газировки, йогуртов, детского питания, подгузников и т.д. периодически с экранов телевизоров предлагают нам поиграть.
Описанное выше – пример использования геймификации в программах лояльности клиентов. Если у тебя уже есть 3 обертки одного йогурта, скорее всего, при следующем продуктовом шопинге ты докупишь еще несколько такой же марки – ведь приз уже так близко! Зачем нам выбивающийся из сервиза стакан с логотипом — трудно сказать, но, черт возьми, законы психологии работают.
Теперь к моему любимому – геймификации во внутренних коммуникациях. Ведь для того, чтобы хорошо продавать, можно стимулировать не только покупателей, но и продавцов, верно? В роли «продавцов» в данном случае выступят все сотрудники вашей компании – от руководителей подразделений до представителей фронт-офиса. Заразите работников любовью и преданностью компании, сделайте из каждого сотрудника PR-менеджера фирмы! Как это сделать? Один из способов – внедрение элементов геймификации в рабочие будни.
Легче всего это осуществить внутри корпоративной соц.сети, если такой нет – можно пользоваться и специальной мотивационной внешней (например, те же Пряники). Можно обойтись и вовсе без онлайна, однако, скорее всего, тогда придется стимулировать сотрудников материально.
Система проста: выстраиваете пирамиду ценностей и выписываете некие бонусы, например, за невероятно хорошо сделанное задание, за лучшую идею на мозговом штурме, за внедренную идею, за самую оперативную реакцию, за помощь коллеге и т.д. Сотрудники бонусы копят и могут обменять на что-то материальное и нематериальное: на выходной среди недели, кружку с своим именем и логотипом компании или даже на деньги в некоторых случаях. Кроме того, все достижения награждаются виртуальным бейджем и дают побочный эффект в виде публичного признания коллег, что, согласитесь, тоже приятно.
Из нескромных вариантов мотивации: компания «Enter Связной» отправляет лучших сотрудников на парусную регату, а «Розничная сеть МТС» по итогам квартала устраивает для отличившихся экзотическое походное путешествие для незабываемых эмоций.
Да, может быть, чем-то напоминает дрессировку, но зато эффект для бизнеса налицо. Результаты внутренних исследований компаний с внедренными программами демонстрируют увеличение вовлеченности и мотивации персонала в рабочие процессы, что способствует повышению прибыли.
Все перечисленные варианты имеют общую черту – соревновательность. Несмотря на многообразие игр, в бизнесе лучше всего работает именно эта: сделай больше, быстрее, лучше других. При этом конфликтов и напряженной атмосферы в коллективе легко удается избежать благодаря неограниченному количеству возможностей проявить себя в работе.
Ну и на закуску – об игрофикации приложений для смартфонов. Бум на Foursquare закончился полгода-год назад, но и до сих пор приятно поразглядывать накопленные значки, кровно заработанные в кафешках под возгласы друзей «да выйди ты уже из телефона!». Маркетинговый эффект игрушки начал работать в России с опозданием и до сих пор не проник в города-немегаполисы, но это ли показатель? Учитесь на ошибках и создавайте приложения-игры, в которых монетизация для вас, как бизнесмена, начнется практически сразу. Принцип соревновательности привлечет пользователей, а ваш мозг заранее подготовит возможности для реализации бизнес-целей компаний.
Также игры в телефоне могут работать и на имидж компании, например, Nike создал приложение Nike Training для занятий спортом, в котором за выполненные сеты упражнений вы получите звание «Боец», «Сенсей», «Чемпионка» и т.д. При этом вам покажут видео каждого приседания, подробные фотографии, а тетенька бодрым голосом будет отсчитывать оставшееся время и количество подходов. Приложение имеет посредственное отношение к прямой продаже одежды, однако среди конкурентов спортивного масс-маркета выделяет компанию очень хорошо.
Итак, что мы имеем в итоге? Игры помогут вашему бизнесу зарабатывать больше, если вы:
— внедрите их в программы лояльности клиентов;
— позволите вашим сотрудникам соревноваться в работе;
— создадите полезное для юзеров приложение с скрытыми маркетинговыми или имиджевыми целями.
Вперед, дерзайте, играйте и выигрывайте (в деньгах тоже) 🙂
Михаил Мятов
обменять пряники
>на выходной среди недели
это реально мотивационно!
Потрясающая статья, реально сразу проникаешься и загораешься идеей.
Олег
Хорошая статья.
А еще геймификация активно применяется в рекрутинге.
Правда на наших просторах знаю пока только 1 такой сервис:
talenthunting.ru
Ольга Зайцева
Олег, спасибо!
В рекрутинге геймификация в основном рекомендательная, знаю еще один хороший (и, главное, действующий) пример — рекомендательная программа «БанДА» у Enter Связной. За хорошую рекомендацию сотрудник получает баллы в ОлимпиаДЕ, хотя при этом несет личную ответственность за эффективность работы «друга».
Вообще Enter в России — это самый инновационный HR-бренд, на мой взгляд 🙂
Олег
Ольга, согласен с вами — у Enter геймификация сделана грамотно и с HR брендом у них тоже все супер.
Только я имел ввиду не внутренний корпоративный сервис, а сервис доступный разным компаниям для управления и геймификации своего рекрутингового процесса.
А конкретно — для геймификации рекомендательного рекрутинга (employee referral program).
Винкс
Спасибо за полезную информацию . Мне это информация точно понадобится .
Ольга Зайцева
Олег, точно, спасибо за наводку!
Винкс, спасибо!)